четверг, 3 января 2013 г.

Boże Narodzenie + Sylwester



Boże Narodzenie или Католическое рождество + Sylwester (Сильвестр)





    Хочу рассказать про самый главный праздник в Польше - Boże Narodzenie.  Это самый любимый праздник в Польше.  Рождество в Польше – семейный праздник, когда за столом собираются семьи.  Но в гости зовут и друзей, в особенности тех, кто рискует остаться в праздничный вечер не удел (Вот как раз я и была таким гостем у пана Михала и пани Каси). 
      Но перед Рождеством еще весь декабрь на рынке была Рождественская ярмарка!!!  Это очень красочно, весело, сказочно. Реально думаешь что попадаешь в сказку. Центральная площадь (рынок) преображается. Украшение ярмарки -  запряженные оленями сани Деда Мороза и домик «Под гномом», и Сказочной лес, где можно любоваться сценами знаменитейших сказок. Кстати там не только картинка, но и голос рассказывает на польском саму сказку!








      Есть ветряная мельница высотой в 8 метров, украшенная движущимися фигурками и карусели. Как и на любой традиционной рождественской ярмарке, продаются елочные игрушки, изделия из дерева – посуда и игрушки, ГЛИНТВЕЙН  и рождественские пряники.  А еще елка (Choinka) - просто красавица. Ну на фотках сами все видете.


       Так вот меня пригласили в гости на Вигилью Пан Михал и Пани Кася! Это семейная пара, которым я помогаю прибирать дом. Дом большой и старый (120 лет), и уборки хватает... Но ни о том речь. Они меня пригласили на святую вечерю - Вигилию. (По нашему это Сочельник).  Она происходит 24 декабря, вечером. Готовятся к ней за долго. На праздничном столе, должно стоять 12 постных блюд, среди которых должен быть обязательно борщ с ушками (маленькие варенички из сушених вареных грибов). Еще должна быть рыба, обязательно КАРП (жареный, заливное из карпа, фаршированный). Также селедка в разных соусах. На десерт подают компот из сухофруктов.  Это, так называемые вигилийные, постные блюда. Мяса на столе не должно быть, так как пост. 


     Когда на небе появится первая звездочка, все собираются за праздничным столом. В тишине звучит молитва, которую в моем случае читал Пан Михал. После старший в семье разламывает оплатек (это тоненькая пластиночка из печеного теста, которую покупают в костелах). Все обмениваются кусочками оплатка, желают друг другу здоровья и счастья. Это самый важный момент во время святой вечери. Мы тоже обменивались и мне пожелали много счястья. Да, за столом кроме меня, Пана Михала, Пани Каси еще была их córka (дочка), ее знакомая женщина КАРИ из Голландии и юноша СУК из Кореи. Причем КАРИ не знала польского, а знала английский, СУК не знал английского, но уже хорошо владел польским, так как в Польше уже 3 год, ну и я, уже более менее понимая польский. Так вот хозяева разговаривали с нами на английском и на польском. Это было незабываемо... Мне очень понравилось !!! 

     После обмена пожеланиями все сели за стол. Что меня удивило - это то, что на столе стояли только тарелки и лежали столовые приборы. А 12 блюд на стол ставились по-очереди! Вот первое принесли, мы поели немного, унесли, следующее. Мне было как-то непревычно! В России, Украине на столе сразу стоит много блюд и ты сам берешь себе что хочешь!!!

     На столе обязательно должна стоят лишняя тарелка и приборы для незванного гостя! Под скатертью - сено! Оно напоминает о том, что Иисус родился в хлеву! 
      Чтобы быть счастливым в следующем году, мы должны попробовать все 12 блюд!  Между 6 и 7 блюдом был перерывчик и мы пели колядки! На польском, английском и латыни!!  К 12-00 все поехали на пастерку (na pasterkę) в костел. 

     И еще - про подарки, Дед Мороз в Польше - это Святой Миколай! Он приходит 6 декабря и дарит подарки! На Католическое рождество приходит Гвяздка (звезда). А на самый Новый год (в Польше он называется Сильвестр) не приходит вообще никто ... Но все Силвестр празднуют уже не в семьях, а на улицах ... На рынке была установлена большая сцена и был большой концерт, который транслировался по телевизору! Алексей в прошлом году уже рассказывал немного. Я Новый год встретила вначале по-русски (разница во времени между Польшей и Россией - 3 часа)  в академике с Настей из Мурманска. Мы под речь Путина и бой курантов загадали желания и выпили вина. А потом польский Сильвестр я встретила на рынке!





 ВСЕХ С НОВЫМ 2013 ГОДОМ!  Wszystkich z nowym 2013 rokiem!
Счастливого Нового года! Szczęśliwego Nowego roku!


7 коммент.:

Wróblewska Katarzyna комментирует...

И тебя, Катюша, с Новым годом! Пускай 2013 будет еще интереснее и принесет море новых эмоций, а ты ими поделишься со своими читателями.

Агата комментирует...

Отличный пост! Прекрасные мысли))

C наступившем 2013! Желаю чтобы Твои Твои желания сбывались, мечты исполнялись, счастья, радости, успехов и процветания Блогу, тепла в Сердце и уюта в Доме!)

http://el-amor-vive.blogspot.ru/

Екатерина Батя комментирует...

Спасибо !!! Dziękuje !!!

Zizyak Petr комментирует...

Здравствуйте Катя!!!Мне очень нравится ваш блог,и я бы хотел спросить,можете ли вы написать статью о празднование "WielkaNoc" во вроцлаве,про все обычаи,например Щмыгус дынгус))))

Екатерина Батя комментирует...

Извините Zizyak Petr я долго сюда не заходила :( учится было очень тяжело и времени не было вообще :( я бы с удовольствием попробовала - но думаю что уже не актуально - если вам еще нужна моя помощь - лучше пишите мне в контакте - http://vk.com/id12586365

profpereklad комментирует...

спасибо за интересные статьи. продолжайте в том же духе!

Екатерина Батя комментирует...

спасибо... учебу я закончила и остаюсь в Польше... постараюсь в ближайшем времени писать дальше!

Отправить комментарий

 
;